Основной наплыв ВС иностранного производства в России начался в 2006 г. и продолжился в 2007- 2008 гг. Больше всего было ввезено самолетов семейств Airbus A320 и Boeing 737. По оценочным данным на конец года, в России эксплуатировались 193 ВС указанных типов, в том числе 99 самолетов Boeing 737 классического поколения, 10 ВС семейства Boeing 737NG и 84 машины семейства A320 (см. таблицу).
Подавляющее большинство этих машин взято в лизинг либо новыми, либо после проведения тяжелой формы периодического обслуживания C-check — такова общепринятая практика. Для самолетов Boeing 737 форма C-check проводится через 4 тыс. летных часов, для семейства A320 — через 6 тыс. летных часов. Практика показывает, что при характерной для этих машин интенсивности эксплуатации срок очередной формы C-check наступает примерно через 15-18 месяцев. Несложно сделать вывод, что для основного парка эксплуатирующихся в России ВС зарубежного производства волна форм C-check накатывает именно сейчас.
Особенности рынка
Авиакомпании сами определяют, обслуживать ли технику самостоятельно или отдавать работы на сторону, и выполнять ли их в России или за рубежом. По оценкам, форму C-check в России проходит 60-70% парка Boeing 737 и A320. Крупнейшие российские авиаперевозчики довольно далеко продвинулись в освоении самостоятельного обслуживания, но их подходы несколько различаются.
Тип самолета
Количество
Парк ВС семейств Airbus A320 и Boeing 737 в России на конец 2008 г.
Семейство A320
A319
33
A320
41
A321
10
Итого
84
Boeing 737 Classic
Boeing 737-200
2
Boeing 737-300
29
Boeing 737-400
12
Boeing 737-500
56
Итого
99
Boeing 737NG
Boeing 737-700
2
Boeing 737-800
8
Итого
10
Всего
193
Источник: оценка АТО по данным авиакомпаний.